«Продажи «АвтоВАЗа» в январе оказались наихудшими за последние несколько лет. Удалось продать около 20 000 машин».
«Ведомости» от 1.02.10.
По неофициальным данным с самого предприятия в январе продано даже меньше 20 000 машин - говорят всего 17 000. Как я понимаю, это худший показатель за всю историю завода, включая последние полтора кризисных года. При этом по данным полученным из различных источников, складские запасы АвтоВАЗа на сегодня составляют что-то около 55 000 автомобилей, что с учетом столь малых продаж представляется просто критическим. Можно конечно ссылаться на сезонный фактор. Мол, январь исторически является не лучшим месяцам для успешных продаж. Я бы принял этот аргумент, если бы не динамика последних месяцев, которая позволяет говорить о нарастании проблем со сбытом вазовской продукции. Судите сами. Если в октябре, видимо на фоне громких заявлений правительства России о массированной финансовой поддержке предприятия, продажи еще держались на уровне более 28 000 машин, то в ноябре мы увидели обвал до 24 000. Были надежды на традиционно удачный для рынка декабрь, но и они не оправдались – было продано всего 27 000 единиц продукции. И вот новый обвал в январе. Хочу напомнить, что год назад, т.е. за январь 2009-го дилеры завода смогли реализовать почти 30 000 автомобилей.
По всему выходит, что, не смотря ни на финансовые вливания из бюджета, ни на льготные кредиты, ни на смену управленческой команды вазовская продукция по-прежнему не желает продаваться. В чем же причина?
На мой взгляд, их несколько. Основная, так сказать фундаментальная, это упорно не желающий восстанавливаться, невзирая на бравурные реляции правительства о переходе российской экономике в стадию роста, платежеспособный потребительский спрос населения. Хотя и тут не все так линейно - показатели продаж АвтоВАЗа демонстрируют худшую, по сравнению с его прямыми конкурентами, динамику. Далее. Тут можно говорить и об отложенном спросе. Дело в том, что с марта этого года в России должна стартовать программа по выплатам премий за утилизацию старых автомобилей. Напомню, ее размер - 50 000 рублей, которые государство будет вносить в счет оплаты нового транспортного средства. Так что люди, возможно, просто ждут. Нельзя сбрасывать со счетов, и влияющую на настроение потребителей, их неуверенность в будущем АвтоВАЗа. Мало кому хочется купить машину и через месяц узнать из газет, что завод ее выпустивший прекратил свое существование. Так что многие внимательно следят за тем, чем закончится история с выделением обещанных государством средств на финансирование программы развития предприятия и ждут решения концерна RENAULT о формате его участия в спасении российского автогиганта. Но есть и еще одна причина. По крайней мере, мне так кажется. Я говорю о качестве работы подразделения АвтоВАЗа, отвечающего за сбыт продукции. Представляется, что у господина Комарова тут есть серьезные проблемы. В этой связи, я не могу не выразить недоумения по поводу персоны вице-президента, который сегодня отвечает за это направление деятельности завода. Напомню, что осенью прошлого года на этот пост был назначен бывший вице-президент по развитию предприятия Максим Нагайцев, не имеющий никакого опыта в этой области. Более того, господин Нагайцев ничем выдающимся не проявил себя и на своей прежней должности, хотя занимал ее и при Игоре Есиповском, и при Владимире Артякове, и при Борисе Алешине. Похоже основным «активом» этого менеджера является его близость (как, по крайней мере, говорят в Тольятти) с Сергеем Чемезовым - руководителем госкорпорации «Ростехнологии» и как говорят личным другом главы российского правительства Владимира Путина.
Однако разберемся, чем же чревато для завода январское падение продаж? Тут все просто – недополучением выручки, критическим ростом убытков и угрозой значительного кассового разрыва. Все это, а особенно последнее, может крайне негативно сказаться на ходе переговоров, в первую очередь с правительством страны, о выделении оставшихся почти 40-ка миллиардов на финансирование вазовской инвестиционной программы. Как мы помним, в качестве одного из оснований выделения средств АвтоВАЗу, было объявлено достижение им хоть какой-то финансовой стабильности, о которой говорить в существующих реалиях уж точно бессмысленно. Кроме того, упомянутый кассовый разрыв автоматически увеличивает на его величину потребность АвтоВАЗа в требуемых деньгах, что естественно не вызовет никакого оптимизма в ведомстве Алексея Кудрина. Не понравится это и кредиторам завода в лице госбанков.
Теперь, скорее всего, все заинтересованные стороны возьмут паузу и подождут результатов февраля. Если они будут существенно лучше январских, то можно говорить о «случайности» провала первого месяца года. Если нет, то… Ну, это уже тема для другого, более серьезного разговора о судьбе завода и города. Так что и мы с вами давайте вернемся к этой теме тоже через месяц.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции